Английский язык.ru

                





Повышение квалификации преподавателей английского языка: излишество или необходимость?

Знаете, как отличить профессионала в каком-то деле от остальных людей? Настоящему профессионалу свойственно постоянно учиться и узнавать новое, потому что любая профессия, как и жизнь, не стоит на месте. Особенно, если эта профессия - преподаватель английского языка.

Учитель английского языка постоянно совершенствует свои знания в английском языке и методике преподавания английского языка. Методика преподавания английского языка - это наука, которая всё время находится в поиске самого эффективного способа обучения человека языку. Каждый год пишутся десятки новых учебников, выходят в свет сотни новых книг в помощь преподавателю, проводятся многочисленные исследования по разгадке тайны процесса овладения языка.

К сожалению, система образования очень трудно поддаётся реформам. Зачастую наиболее распространённый традиционный подход, основывающийся на принципах изучения грамматики и использования перевода как способа проверки понимания, приукрашенный словом «классический», оказывается не в состоянии удовлетворить потребности современного человека, ставящего своей целью научиться пользоваться языком для общения. Язык изучается как какая-то абстрактная наука, целью которой является понять и осознать, что такое Present Perfect, неопределённый артикль или герундий. А вот термин "коммуникативный подход", хотя у всех и на слуху, остаётся не до конца понятым. Современная методика преподавания иностранного языка вовсе не отрицает изучение грамматики и «опоры на родной язык». Использование правильной грамматической структуры рассматривается как способ наиболее точно выразить намерение говорящего, т.е. форма подчинена содержанию, а родной язык – это один из источников информации для выстраивания системы правил и закономерностей иностранного языка. В широком смысле коммуникативный подход ставит своей целью научить пользоваться языком (формой) для общения (выражения содержания), и, соответственно, язык – только средство для достижения учащимися своих целей. Отсюда вытекает, что основные приемы, используемые учителем на уроке, преследуют цель создания условий для общения на уроке, т.е. использование языка для понимания смысла прочитанного / услышанного (общение с автором текста), обмена информацией с одноклассниками и учителем и выражения своих мыслей на языке.

Очень часто русскоязычные преподаватели английского языка, прошедшие методическую и языковую подготовку в российских ВУЗах, сталкиваются с проблемами при использовании учебников, построенными на коммуникативном подходе. Самые распространённые вопросы, которые при этом возникают у учителей -
  • как объяснять грамматику;
  • как учить слова не списком;
  • чему учить, если на уроке нет нового грамматического материала;
  • как вести урок на английском языке;
  • как избежать тотального перевода каждой фразы;
  • как организовать работу в группах и при этом успевать вести контроль над ошибками.

Безусловно, курс по методике преподавания английского языка, прослушанный в студенческие годы в ВУЗе - это необходимый ликбез для преподавателей, но, к сожалению, не всегда отражающий последние тенденции в методике и не всегда позволяющий приобрести практические навыки преподавания предмета. Чтобы постоянно быть в курсе событий в профессиональной сфере, преподаватель постоянно должен повышать свою квалификацию.

Кроме того, поскольку количество людей, испытывающих потребность в изучении английского для учебы, работы, путешествий постоянно растёт по всему миру, увеличивается и спрос на квалифицированных преподавателей английского языка. Зачастую наличие диплома выпускника факультета иностранного языка педвуза не даёт никаких гарантий, что перед вами специалист, владеющий приёмами коммуникативного подхода, и наоборот, человек без диплома педвуза оказывается прекрасным преподавателем. Несомненно, была совершенно необходима международная стандартизация тех теоретических знаний, которыми должен владеть профессиональный преподаватель английского языка. И эта потребность была удовлетворена. В апреле 2005 года Кембриджский экзаменационный синдикат (University of Cambridge Local Examination Syndicate) ввёл новый экзамен для учителей - the Teaching Knowledge Test, сокращённо TKT . Данный экзамен проверяет знание методики преподавания английского языка.

Задуман экзамен TKT был ещё в 2002 году в связи с постоянно растущим спросом на обучение английскому языку и всё увеличивающейся потребностью в квалифицированных преподавателях. Цель экзамена - помочь учителю (будущему или уже практикующему) получить основную теоретическую базу для работы и последующего профессионального обучения.

Экзамен состоит из основных трёх модулей и из четырех дополнительных.

Основные три модуля рассматривают следующие аспекты преподавания языка:

1. Система языка. Основы теории овладения языком и теории преподавания языка.
2. Планирование урока и использование дополнительных пособий, ресурсов и материалов.
3. Ведение и ход урока.

Четыре дополнительных модуля называются так:

  • CLIL (Content and Language Integrated Learning) Этот модуль проверяет знания, необходимые учителю для преподавания ряда учебных предметов посредством английского языка, а также навыки планирования и ведения урока, использования в ходе урока определенных приемов и видов учебной деятельности и осуществления контроля за усвоенностью содержательной стороны предмета.
  • KAL (Knowledge About Language) KAL проверяет знания в области лингвистики (лексикологии, грамматики, фонологии и дискурса), которыми должен обладать преподаватель английского языка для успешного планирования и проведения урока.
  • YL (Young Learners) Этот модуль проверяет знания методики преподавания младшим школьникам (детям в возрасте 6-12 лет).
  • TKT: Practical Ещё один модуль из серии экзаменов ТКТ, цель которого оценить практические навыки планирования и ведения урока учителя английского языка. Экзаменатор непосредственно присутствует на уроке и наблюдает за работой учителя.

Экзамен (за исключением модуля Practical) письменный, результаты автоматически обрабатываются компьютером. Типы заданий - подобрать пары, выбрать правильный ответ из трёх предложенных, найти лишнее, выстроить этапы урока в логической последовательности. За каждый правильный ответ даётся один балл. Каждый модуль состоит из 80 вопросов и продолжается 1 час 20 минут.

Экзамен демократичен по цене – менее 50 евро за один модуль, при этом каждый модуль можно сдавать отдельно, можно сдать любое количество модулей, даже всего один, и за каждый модуль выдаётся отдельный сертификат. Кроме того, к кандидатам на сдачу экзамена не предъявляется каких-либо специальных требований (например, наличие опыта преподавания). Единственное условие - это знание языка на уровне Intermediate, что соответствует уровню B1 согласно терминологии Совета Европы. Официального подтверждения знания языка для прохождения экзамена не требуется. Предполагается и знание методических терминов, таких как: possessive adjective, homophone, phoneme, exponent, skim, scan, process writing, developmental error, natural order, interlanguage, concept checking, transformation drill, lead-in, cloze test, TPR и т. д. (Полный глоссарий можно скачать с сайта www.cambridgeesol.org).

Результаты по каждому модулю представлены одной оценкой из четырёх:

1 - означает наличие ограниченных знаний в области данного модуля;
2 - констатирует наличие базовых систематических знаний у кандидата;
3 - показывает хорошие знания в области данного модуля;
4 - означает наличие обширных и глубоких познаний в методике.

Для того чтобы получить третий результат из вышеперечисленных, нужно правильно ответить на 45-50 вопросов из 80 предложенных. При любом результате прохождения экзамена выдаётся сертификат, т.е. экзамен "провалить" нельзя.

На сегодняшний день сдать экзамен TKT в Москве можно в Международном языковом центре Language Link. В Санкт-Петербурге экзамен принимает British Council St Petersburg. Подготовиться к TKT можно самостоятельно, проштудировав рекомендованные Кембриджем учебники, изучив глоссарий терминов и прорешав тренировочные варианты экзамена. Кроме того, в Москве в компании Language Link проводятся курсы повышения квалификации для учителей английского языка TKT Preparation Course , рассчитанный на 72 академических часа и осуществляющий подготовку к основным трём модулям экзамена, а также к модулям TKT:YL , KAL и TKT:Practical . В задачи подготовительных курсов входит не только подготовка к модулям экзамена TKT, но и совершенствование педагогического мастерства преподавателей, поиск новых способов и приёмов преподавания предмета.

Кроме того, Language Link также проводит курсы для учителей английского языка непосредственно по языку English for the Teacher по различным уровням с квалифицированным преподавателем-носителем языка. В основе программы лежат темы, относящиеся к области изучения и преподавания языка, а также самого широкого направления. Одна из целей данного курса – помочь русскоговорящему преподавателю отделаться от русицизмов, таких как go to the nature, I even don't know, at the lesson, tasty, half a year и устаревших выражений go in for sport,  to my mind, rather interesting и т. д.

Подводя итоги, можно сказать, что профессиональный преподаватель английского языка всегда открыт новым знаниям и возможностям их проявить, а знакомый с детства девиз "Учиться, учиться и учиться!" для него - руководство к действию.




     Поиск по сайту
       
.
     Подписка на новости
       
      Рассылки Subscribe.Ru

<< Назад  Обсудить статью на форуме >>          
 

Ссылки по теме...



TopList



Обучение за рубежом



Ваши предложения
©1998-2014 Английский язык.ru