Английский язык.ru

                





Кто есть кто на рынке образования за рубежом

Вы собрались учиться за границей. Не важно, на коротких языковых курсах или в университете. И теперь думаете: как вам действовать. Заниматься самостоятельными поисками или к кому-нибудь обратиться за помощью? Правильно было бы обратиться в профессиональное образовательное агентство, которое тем и занимается, что помогает выбрать учебное заведение и организовать поездку. Сам факт существования таких агентств (не только у нас, но и за рубежом) говорит о том, что их услуги востребованы. Важно только обратиться к действительно квалифицированному, профессиональному и честному консультанту.

Краткий курс

Первое образовательное агентство появилось у нас чуть более 10 лет назад. Тогда же, собственно, и появились первые желающие учиться за границей. Главным образом, языку. Это, пожалуй, единственное, что с тех пор не изменилось.

К 1993 году, когда уже ставшие фольклорными героями новые русские ввели моду отправлять собственных детей как можно дальше от дома и только в очень дорогие и престижные частные школы, на рынке действовало несколько активных игроков: ВКС, "Знание-тур", "Прямой разговор", MMS-Lingua, "Дами-тур", "Интенс". Все они, так или иначе, существуют до сих пор. ВКС со временем переориентировался на курсы иностранных языков в России (сейчас это одна из крупнейших сетей языковых школ, использующая по франчайзингу международную марку International House), оставив обучение за рубежом одним из направлений деятельности. "Знание-тур" превратился в гиганта образовательного консалтинга - "Учебную группу "Знание-Центр"". MMS-Lingua объединилась с появившимся позже агентством Insight, и теперь они называются "Инсайт-Лингва". А еще раньше из MMS-Lingua ушел один из соучредителей и открыл новую компанию Students International World-Wide.

Кстати, многие новые агентства потом так и создавались - отпочковывались от старых. Что, в общем, не удивительно: бизнес этот специфический, и если уж ты в нем оказался и понабрался опыта, то фактически становишься уникальным специалистом, каких мало. А ценность любого профессионала в условиях рынка очень высока. Настоящей кузницей кадров для образовательного бизнеса можно смело назвать компанию ВКС. Весь первоначальный состав фирмы продолжил начатое дело в собственных компаниях, специализирующихся на обучении за рубежом, - Language Link, АСПИНО (фирма, некогда внезапно исчезнувшая и как ни в чем не бывало воскресшая под названием "Планета Эсперанто"), Crosna. Мало того, сами "детки" плодили "внуков" - Goodwin & M, "Класс" и др.

Другими словами, год основания компании в этом бизнесе далеко не всегда имеет значение. Случайных людей здесь мало. Даже если вы обратитесь в совсем молодую фирму, скорее всего, попадете к людям, которые знают про образование за рубежом не понаслышке. И наоборот - не все долгожители с первого дня своего существования занимались образовательным консалтингом. Кто-то, как "Система-3", сначала открыл курсы иностранных языков, кто-то, как МВЦ "Знание", принимал иностранных студентов, приезжающих в наши вузы, а кто-то - и таких много - занимался туризмом.

Хотя туризм и образовательный консалтинг - вещи абсолютно разные. Даже несмотря на то что поездки на учебу за рубеж часто называют "образовательным туризмом", а агентства в большинстве своем имеют туристическую лицензию (лицензии на такой вид деятельности, как "консультирование по образованию за рубежом", просто не существует в природе). Разница в том, что образование - "штучный" товар, а туризм - массовый. Образование - это инвестиции в будущее, а инвестиции требуют точного расчета и дальновидности. Поэтому с образовательного консультанта спрос особый.

О пользе специализации

Впрочем, агентство агентству рознь. Из более чем тысячи компаний, объявляющих в числе своих специализаций обучение за рубежом, можно выделить три группы. Первая - туристические фирмы, наряду с отдыхом в Турции и Египте предлагающие "Английский в Англии" или "Немецкий в Германии". Ничего серьезного не ждите. Стандартный пакет - две недели базового курса, полупансион в семье, авиаперелет, трансфер - вам гарантирован. Плюсы такие же, как у любой "пакетной" турпоездки: приемлемые цены и легкость оформления (заплатил - получил документы - уехал). Но фактически это выброшенные деньги. Существенного прогресса в языке за две недели не достигнешь, особенно когда учишься всего 3-4 часа в день и постоянно общаешься с соотечественниками (турфирмы "грешат" групповыми поездками). И страну толком не увидишь - из-за этой псевдоучебы.

Вторая группа - образовательные агентства, специализирующиеся главным образом на языковых поездках (так называемый Language Travel Market). От первой группы они отличаются большим выбором и разборчивостью. Дешевые групповые программы они тоже предлагают. Но есть и индивидуальные, причем самые разные. Не только стандартные курсы, но и специализированные: язык для бизнеса, язык+хобби, язык для академических целей и т.д. И все это - в разных странах, включая экзотические. В таких агентствах вы встретите персональный подход и большее внимание к вашим нуждам. Многие из этих фирм расширяют спектр предложений и организуют также обучение в школах, колледжах и университетах. А заодно добавляют туризм, страхование, авиабилеты, выставочную деятельность и др. Образовательных агентств этой группы несколько сотен. Они работают в Москве, Петербурге и крупных городах России.

Третья группа - самая немногочисленная, можно сказать, эксклюзивная. Это образовательные консультанты (Educational Consultancy), помогающие выстраивать карьеру. Работа этих фирм более тонкая, ювелирная. Выясняются не только ближайшие, но и дальние планы клиента, его способности и возможности, желания и потребности. И потом предлагается некий алгоритм действий, ведущий к намеченной цели. Речь идет, как правило, о долгосрочной учебе с перспективой получить профессию и остаться в стране. Работа образовательного консультанта не заканчивается выдачей клиенту выездных документов. Своего клиента консультант "ведет" до конца, а иногда поддерживает с ним связь и после завершения учебы. Профессиональных образовательных консультантов не более двух десятков на всю Россию. Впрочем, и спрос на долгосрочное академическое образование за рубежом, по мнению экспертов, в нашей стране еще далек от пика. Это японцы и корейцы тысячами едут в школы и университеты Запада. А у нас и платежеспособность не та, и все еще распространено мнение, что наше образование лучше, и перспективы сего мероприятия не вполне ясны (удастся ли по окончании остаться за границей, да и надо ли это? а если придется вернуться домой, окупятся ли инвестиции, найдется ли достойное занятие?).

Что имеет значение

В приведенной классификации можно усмотреть один недостаток - отсутствие имен. Сделано это сознательно. В данном бизнесе много субъективного и четких критериев профессионализма не существует. Пожалуй, единственными гарантами качества выступают доскональное знание предмета и порядочность. Но разве с первого взгляда поймешь, туда ли попал.

Но у нас есть несколько советов. Если вы собрались за границу всерьез и надолго, обращайтесь в агентства, которые занимаются только образованием. Если же вас интересуют языковые курсы, вам подойдут и квалифицированные агенты сегмента Language Travel (вторая группа нашей классификации). По рекламе можно выделить экспертов в том или ином направлении (определенная страна или определенный вид программы). Но имейте в виду, активная реклама в прессе, конечно, говорит о финансовой устойчивости компании, но "не все то золото, что блестит". Некоторые профессиональные консультанты предпочитают, чтобы их реклама распространялась, что называется, "из уст в уста". Рекомендации тех, кто уже съездил с их помощью, - лучшие рекомендации. Не поленитесь расспросить друзей и знакомых.

Консультации даются бесплатно. Вы платите за учебу (по расценкам учебного заведения), проживание, питание, дорогу, визу, страховку и услуги агентства. В среднем по Москве услуги образовательных фирм по организации поездки обходятся в $$100-200. Цена может увеличиваться пропорционально сложности заказа.

Агентства, которые дорожат репутацией, несут ответственность не только за сервис в России, но и за качество учебной программы за границей. Мошенничать в этом бизнесе невыгодно (слишком узкий круг и слишком большая зависимость от каждого клиента: средний оборот образовательного агентства - 150-250 человек в год). Хотя случаи недобросовестной работы имеют место. Радует, что в последнее время клиент пошел разборчивый. Сравнивает, анализирует и выбирает "свою" фирму.

Сколько стоят услуги агентств

$50 - 10%
$100 - 20%
$150 - 43%
$200 - 17%
Выше - 10%

Возраст клиентов

8-14 лет - 23%
15-19 лет - 42%
20-25 лет - 18%
26-30 лет - 10%
31-40 лет - 5%
41-50 лет - 1%
51+ - 1%

Наиболее популярные направления

1. Великобритания 100%
2. Ирландия 66%
3-4. Германия 53%
3-4. Мальта 53%
5. США 47%
6. Франция 40%
7-8. Австралия 27%
7-8. Швейцария 27%
9. Канада 20%
10. Испания 13%

Самые популярные программы

Языковые курсы 67%
Среднее образование и подготовка в университет 42%
Университеты 33%
МВА, стажировки, повышение квалификации 25%

Новые и перспективные программы

Академическое образование в Канаде
Университеты Новой Зеландии
Детские приключенческие лагеря
Комбинированные курсы: 2 страны, 2 города
Университеты Скандинавии



Елена Коптелова
По материалам журнала "Обучение за рубежом"



     Поиск по сайту
       
.
     Подписка на новости
       
      Рассылки Subscribe.Ru

<< Назад  Обсудить на форуме >>          
 

Ссылки по теме...



TopList



Обучение за рубежом



Ваши предложения
©1998-2023 Английский язык.ru