Английский язык.ru

                



Как поехать учиться за рубеж


Выбор британской школы для ребенка - нелегкая задача для российского родителя

Соме переночевал в Уинчестере, о котором часто слышал... Здесь учились Монты, поэтому он не хотел, чтобы сюда отдали Кита. Лучше бы в Марлборо, где он сам учился, или в Хэрроу - в одну из школ, которые участвуют в состязаниях на стадионе Лорда; но только не Итон...

(Дж. Голсуорси. "Сага о Форсайтах")

Британия - страна классического образования

Сейчас в частных и государственных школах за границей (во многих странах Европы, в США, в Канаде, в Австралии) учатся уже несколько тысяч россиян. Большинство выбирает Англию.

Причины понятны. Английскому учат в большинстве наших школ, что, наверное, правильно: английский - язык международного общения, он совершенно необходим для любой карьеры. Англия ближе (в географическом смысле) Америки с Австралией. Ну и, главное, Великобритания - страна классического образования, где частные школы - традиция, часть национальной культуры.

Именно о частных школах мы и будем в основном говорить. Не потому, что любая частная школа заведомо лучше любой государственной - это, конечно, не так. Просто в британские государственные школы россиян (да, в общем, и других иностранцев) не берут. В большинство же частных - берут, и с радостью.

И во времена Форсайта, и в наше время - проблема выбора хорошей школы для ребенка была и остается достаточно сложной. Это у англичан, которым, казалось бы, легко выбирать: в стране больше 2.000 одних только частных школ!

Что же говорить о российских родителях! Для них выбор зарубежной школы - действительно проблема, которую им - в отличие от англичан - приходится решать "в условиях неполной информации" - совсем как детям, которым учитель по невниманию задал задачку, а в ней не хватает исходных данных. Правда, большинство родителей решают эту задачу без особых мучений: идут к посреднику - в российскую образовательную фирму с приличной репутацией, которая, по идее, должна помочь с выбором школы и взять на себя все сопутствующие хлопоты, рассказывают о том, каким они видят будущее своего ребенка (престижная школа - нельзя ли Итон? - потом Оксфорд - или все-таки лучше Кембридж? - ну, и карьера в международной корпорации).

Если авторы и утрируют, то чуть-чуть. О ребенке родители говорят немного и всегда хвалят (а разумнее рассказывать об особенностях ребенка - и скорее о недостатках, чем о достоинствах). Смотрят буклеты школ. Цветные, конечно, нравятся больше черно-белых. Фотографии замков, в которых, бывает, располагаются школы, бьют наповал: родители вцепляются в буклет и требуют отправить дитя именно в этот замок. Наконец школа выбрана. Пара недель уходит на переписку агентства со школой, потом битва с посольством за визу (тут решающая роль - у агентства, от родителей требуется в точности выполнять полученные инструкции) - и все. Ребенок может лететь.

Дальше - как повезет. Хорошо, если школа и студент подойдут друг другу (на Западе студентами называют всех охваченных системой образования, от четырехлетних учеников подготовительной школы до дам в возрасте, решивших, выйдя на пенсию, поступить на курсы флористов; и мы будем поступать так же: называть школьников - студентами, раз уж пишем об английской школе). Но случаются и разочарования, и обиды.

Ведь хочется самого лучшего: чтобы в школе, помимо основных предметов, были искусство, музыка, спорт, несколько иностранных языков, дополнительные развивающие программы, чтобы ребенок, вначале попробовав все, к определенной ступени решил, что ему нравится больше и к чему он больше способен, и уже этим занимался глубоко и целенаправленно.

Такой идеальный вариант в принципе возможен. Потому что именно по этой схеме строится обучение в хороших частных школах за рубежом.

Тогда откуда у детей и родителей обиды и разочарования?

Неожиданные неприятности

А все оттуда же - от недостатка реальной информации, реального представления о том, что же это такое - британская частная школа. Привычный наш стереотип: если за границей, значит, хорошо - тут верен лишь отчасти. Наверняка лучше там одно: всегда есть реальный выбор. При желании, упорстве и, конечно, наличии денег можно построить идеальную - или почти идеальную - схему образования своего ребенка.

Кстати, большинство российских школьников, обучающихся в Великобритании, довольны учебной программой. Обещанное разнообразие и сбалансированность предметов, а также "гарнир" в виде спорта-искусства-музыки-драмы и прочих activities (кружки и клубы, помощь домам престарелых, участие в экологических акциях и т.д.) - все это они получают. Проблемы возникают вне этого, не по существу обучения.

Жалобы ребенка обычно такие: его плохо кормят (самая распространенная жалоба; на самом деле дети в английских школах, конечно, не голодают, просто надо привыкнуть к еде и режиму), его не любят и обижают английские одноклассники, ему не нравится школьная дисциплина, у него конфликты с учителями, он ничего не понимает на уроках.

Школа жалуется на то, что ребенок плохо себя ведет, грубит учителям и воспитателям, обижает одноклассников и т.д. Проблемы, с одной стороны, закономерны, потому что ребенок один оказывается в чужой стране в совершенно новых условиях. Особенно если учесть, что наши дети, как правило, более избалованы, инфантильны и менее самостоятельны, чем британские. Но с другой стороны - "знал бы, где упаду, соломки б подстелил".

Так много и такие разные

Частные школы существуют в стране не одно столетие. Испокон веку родители выбирали школу своему ребенку еще до его рождения: или ту же, где учились отец и дед, или лучшую, если семья разбогатела или - благодаря удачным бракам - поднялась на следующую ступеньку социальной лестницы.

В то давнее время рейтингов школ не существовало. Но в обществе знали уровень престижности школы, меру ее закрытости и т.д. Некоторые школы сохраняют свою репутацию с прошлых веков, и иные англичане выбирают школу по старинке. Таким родителям никакие рейтинги не нужны, ведь прославленные Итон, Хэрроу, Винчестер, Регби с их элитарностью, клубами выпускников, возможностью завязать полезные связи - бессмертны. Но большинству уровень академической подготовки дороже аромата старины, традиций, и они ориентируются на рейтинг школы. Рейтинг - важная вещь при выборе школы, мы расскажем о нем подробно - но чуть ниже.

Первые частные школы в Англии были для мальчиков. Школы для девочек появились позже. Эта традиция раздельного воспитания жива и очень сильна в Великобритании и поныне. Сторонники совместного образования появились здесь только в нашем столетии, и открылись первые совместные школы. Кстати, современные британские частные школы делятся по степени "совместности": есть школы только для девочек или только для мальчиков, есть такие, где мальчики и девочки учатся вместе только в последних двух классах, с 16 лет, при этом интернат доступен только "основному" полу, есть полноценные школы совместного обучения.

Некоторые школы предназначены только для младших: здесь учатся дети с 4-5 до 11-13 лет. Именно в них лучше отдавать и российских малышей: школы эти обычно небольшие, "семейные", а значит, больше внимания уделяется каждому ребенку. Не только его академическим успехам - за этим внимательно следят во всех частных школах, а и за его питанием, самочувствием, настроением.

В большинстве школ дети учатся с 13 (реже - с 11) до 18 лет; "сквозных" школ, охватывающих все 13 лет среднего образования - с 5 до 18 лет, меньше.

Есть и такие, что принимают только с 16 лет. Они называются Sixth Form Colleges. Дело в том, что в 16 лет студенты государственных и частных школ страны сдают экзамены на сертификат о среднем образовании - General Certificate of Secondary Education, GCSE. На этом обязательная часть среднего образования считается законченной. Следующие два года - для тех, кто собирается сдавать экзамены на "продвинутом" уровне (экзамены и сама программа называются А-level) и поступать в вуз. Sixth Form Colleges - вариант для британских студентов, чьи родители не в состоянии оплачивать частную школу все 13 лет, но за два года подготовки к университету заплатить могут. Такие колледжи можно рекомендовать и нашим ребятам, закончившим или заканчивающим российскую школу: здесь более свободная, чем в традиционных британских школах, атмосфера, меньше опеки. Правда, среди студентов топ-университетов, вроде знаменитых Кембриджа с Оксфордом, выпускников этих колледжей совсем немного. Но с подготовкой абитуриентов в британские университеты "средней руки" - очень, кстати, неплохие - Sixth Form Colleges вполне справляются.

Сейчас в частных школах Великобритании учится около 7 процентов британских детей; почти 85 процентов из них посещают дневные школы. Частные школы поставляют британским университетам около 30 процентов студентов. Практически все выпускники частных школ - не меньше 90 процентов - продолжают образование в высшей школе.

Традиционно частные школы в Великобритании были пансионами, то есть дети там и учились, и жили, возвращаясь домой только на каникулы. Дневные школы (куда дети приходят только учиться) - это, как и школы совместного обучения, - дань прогрессу. Нравы стали мягче, и многие родители уже не считают, что ребенка, особенно маленького, так уж полезно надолго отрывать от семьи. И что не менее важно - дневная школа почти наполовину (если точнее, на 35-45 процентов) дешевле школы-пансиона. Школа-пансион, если уж речь зашла о ценах, стоит от $5.000 до $8.000 за триместр (учебный год - это три триместра), кроме того, обязательно придется заплатить за школьную форму, добровольно-принудительно - взнос в фонд школы - и т.д., и т. п.

Что представляет собой британская школа-пансион в наше время, на пороге третьего тысячелетия?

Нетопленые спальни-дормитории, жесткая казарменная дисциплина, голые коленки мальчишек сырой, промозглой зимой - все это в прошлом (правда, не таком уж далеком). Но некоторая аскетичность, скромность быта, все та же дисциплина - есть (особенно в мужских школах или в тех совместных, которые раньше были мужскими) и, наверное, будут и впредь. Состоятельные англичане затем и отдают детей в пансионы, чтобы те не избаловались.

Среди школ-пансионов не найдешь двух совершенно одинаковых, так что описывать какой-то "стандарт" - дело неблагодарное, но, наверное, кому-то необходимое.

Так вот, пансион - это обычно несколько домиков, и в школах, где мальчики и девочки учатся вместе, живут они в разных домах (исключением могут быть совсем небольшие школы для самых младших - до 11 лет - студентов). Во главе каждого дома - "хозяин" или "хозяйка" (Ноmе Master или Ноmе Mistress), они и живут в этом же доме. Младшие обитают по нескольку (бывает, по многу) человек в одной большой комнате: шумновато, конечно, зато посередине много места для игр. Средние - лет с 11 - в дормиториях. Это тоже большая комната, но разделенная легкими перегородками на небольшие "пеналы": там умещается кровать, столик для занятий, полка для книг и маленький шкаф для одежды. Вместо двери - занавеска; в часы занятий и сна она задернута, когда с уроками покончено, занавеси раздвигаются, можно поболтать. Некоторой обособленности удостаиваются только старшие: студенты от 16 до 18 лет живут по одному или по двое в комнате.

Утро начинается с завтрака (хлопья, молоко, поджаренный хлеб, джем, чай, кофе). Перед уроками - посещение школьной церкви (мероприятие длится полчаса и сочетает молитву с общим собранием). В полдень - часовой перерыв в занятиях на ланч (салаты, мясные и рыбные блюда на выбор, фрукты, тот же чай). После уроков - у кого что: кто-то занимается верховой ездой, кто-то крикетом или плаванием (обычно школа предлагает на выбор пару десятков видов спорта, нужно выбрать один, а можно и больше), репетиции драматического кружка, занятия хора, оркестра. Потом - домашние задания. Вечером обед (поплотнее, чем ланч). До отбоя (в 10 вечера) - свободное время.

Все британские частные школы сейчас (и школы-пансионы тоже) предлагают и дневную форму обучения. Кстати, противникам аскезы вообще и общежитии в частности надо иметь в виду, что иностранные (и российские тоже) дети могут учиться не только в школах-пансионах, но и в дневных школах, а жить у родственников или хороших знакомых. Бывает, что российский школьник едет учиться в Британию с мамой или бабушкой. Но рассчитывать на такой вариант особенно не стоит: мамы и бабушки, желающие въехать в страну вместе со школьником, не вызывают восторга в посольстве Великобритании. Зато вполне реален вариант, когда российское (или британское) агентство либо сама школа подыскивает принимающую семью, в которой будет жить ребенок (и посещать дневную школу).

Но все-таки чаще всего школьники-иностранцы живут в школах-интернатах. Иностранцы для многих (но не для всех) школ - часто совершенно необходимый дополнительный источник денег. Всего в британских школах сейчас учатся около 20.000 иностранцев; в среднем каждый из них приносит школе $15.000 в год.

По правилам британских частных школ количество иностранных учеников в них не должно превышать 5-7 процентов. Есть школы, которые эту квоту строго выполняют: заботятся о своей репутации либо имеют достаточно студентов-британцев. Другие - напрочь забывают о квотах или даже объявляют себя международными школами (для таких ситуация, когда в школе поровну британцев и иностранцев - норма).

Международная школа - это совсем не обязательно плохая школа. Плохая для вас - та, где слишком много иностранцев одной национальности (они сбиваются в группы, третирующие остальных) и где много русских детей (в этом случае ваш ребенок будет чаще говорить по-русски, чем по-английски). А так - на первом этапе, когда ребенок только приехал в страну, международная школа ему полезна: здесь обычно хорошо поставлено преподавание английского как иностранного языка (English as a Foreign Language - EFL), часто - маленькие классы, есть возможность постепенно, по мере овладения английским, "подключать" математику, физику, а потом и гуманитарные предметы. Но потом надо постараться перевести ребенка в собственно британскую школу. Вот только в какую?

Кроме деления на школы с раздельным и совместным обучением, на дневные школы и школы-пансионы, британские негосударственные школы делятся на те, что принимают детей с разным уровнем способностей, так называемые comprehensive schools, и "сливочные" школы для детей со способностями выше среднего - selective schools. Первые принимают всех, кто готов платить, при наличии мест, вторые - только после интервью и тестирования. В comprehensive schools в основном и отправляют детей российские образовательные фирмы. Таких школ - большинство в Англии. Среди них есть хорошие, и средние, ну, и не очень хорошие - тоже есть. Неплохая comprehensive school - возможно, лучший вариант для ребенка средних способностей, знающего английский на среднем уровне. Между прочим, здравомыслящие британцы вовсе не стремятся отдать своих детей только в элитарные школы и скорее предпочтут приличную школу "средней руки". Чем руководствуется англичанин, выбирая школу? Ее академическими показателями (на них-то и основаны ежегодные рейтинги школ) и своими впечатлениями от школы, учеников, директора, преподавателей. Прежде чем отдать ребенка в школу, родители ее посетят, и не раз. Многие российские фирмы сейчас организуют поездки родителей в школы, и такой возможностью грех не воспользоваться. Если поехать самим никак не получается, то, по крайней мере, подробно расспросите сотрудников образовательной фирмы - в каких условиях живут дети, как проводят вечера и выходные, какие есть возможности для занятий спортом. Добросовестная, профессиональная фирма, прежде чем "продавать" школу, непременно пошлет туда сотрудника, который изучит все - от классов до кухни.

"Сливки" и "сливочные" школы

"Избранные", "сливочные" школы - это школы, занимающие верхние строчки рейтингов школ. С этими selective schools российские фирмы тоже работают. Хотя не все и не со всеми.

В октябре Financial Times опубликовала рейтинг 1.000 лучших школ (государственных и независимых] по результатам выпускных экзаменов в 1998 году. Выпускают свои рейтинговые таблицы и другие ведущие британские газеты - Independent, Daily Telegraph и Times. Как же устроены эти мерила качества британских школ?

Существует несколько принципов построения таблиц, но все они основаны на результатах, которые продемонстрировали студенты на выпускных экзаменах. Причем во внимание принимаются оценки, которые получили все выпускники - и отличники, и двоечники (кстати, высшая оценка в Великобритании - "А", далее следуют "В", "С", "D", "Е" и "F"). Считается, что наиболее полную картину успеваемости в каждой школе отражает рейтинг Financial Times: он высчитывается по довольно сложной формуле, учитывающей одновременно и суммарный средний балл, полученный каждым студентом, и средний балл, полученный всеми студентами на каждом экзамене. Такая система позволяет ограничить манипуляцию учебным процессом со стороны школ с целью подняться выше в рейтинге - ведь чтобы увеличить суммарный средний балл, получаемый каждым учеником, школа может увеличить количество экзаменов - тогда даже плохая оценка за лишний предмет добавила бы веса общему баллу. А если учитывать только средний балл за каждый экзамен, школы смогут улучшить показатели, наоборот, не выпуская на экзамены тех, кто заведомо сдаст их плохо.

  1. Westminster School - дневная школа для мальчиков
  2. Winchester School - пансион для мальчиков
  3. St.Paul's School - дневная школа для мальчиков
  4. Oxford High School - дневная школа для девочек
  5. North London Collegiate - дневная школа для девочек
  6. Eaton College - пансион для мальчиков
  7. Haberdashers' Aske's - дневная школа для мальчиков
  8. St.Paul's Girls' School - дневная школа для девочек
  9. Wycombe Abbey School - пансион для девочек
  10. Guildford High for Girls - дневная школа для девочек

В 1999 году рейтинг возглавляет триумвират мужских школ: Вестминстер (Лондон), Винчестер (Винчестер), Св. Павла (Лондон). Сильный пол выправляет положение, сложившееся в образовательной системе несколько лет назад, когда в первой десятке можно было увидеть 2-3 школы для мальчиков, а все остальные места принадлежали прекрасной части человечества. Сейчас наступил паритет: 5 на 5.

В остальном никаких особенных сюрпризов рейтинг не принес - во главе все те же, что и в прошлые годы, знакомые имена. Приятно, однако, увидеть Итон опять взбитым в сливки после проседания в прошлом году на 15 место. Ну да как же Итону не лезть из кожи вон под пристальным оком общественности, когда там уже не только принц Вильям, но и его брат Гарри?

Кстати, немного о том, кто из великих куда отдает детей учиться.

Боря Ельцин после года, проведенного в Милфилде (и сделав школе блестящую рекламу среди российского истеблишмента), выбрал в 1997 году Винчестер - отличную со всех точек зрения школу (2 место в рейтинге), одну из 9 старейших мужских школ страны. Мадонна уже выбрала для своей малолетней дочери Челтенхам-Колледж (рейтинг - 11), самую дорогую школу Англии (15.720 британских фунтов в год). Эта школа - исключительно для девочек, с сильными традициями. Среди бывших выпускниц - дизайнеры Катарин Хэмнетт и Аманда Уэйкли, актриса Кристин Скотт-Томас ("Английский пациент"), вице-президент Всемирного банка Рашель Ломаке.

В первых пятидесяти школах рейтинга - одна государственная школа и 49 частных, из которых 18 школ - для мальчиков. Из них 4 школы-пансиона: Итон, Винчестер, Рэдли, Танбридж. Три считаются дневными, но имеют маленькие пансионы: Вестминстер, Св. Павла, Мершант Тэйлорс. Всего только 4 школы совместного обучения (3 пансиона: Севенокс, Кинге в Кентербери, Рэгби). И 28 школ для девочек, из которых 9 имеют пансион.

Викамб Абби остается лучшим женским пансионом в стране, Винчестер - лучшим мужским.

Таковы результаты этого года. Скорее всего, и в будущем году ситуация в рейтинге мало изменится. А вот следующее столетие готовит серьезные испытания для традиционной английской системы оценки школ.

Все упорнее обсуждается идея использования в рейтинге с 2000 года принципа added value (в данном случае это выражение можно перевести как "добавленная ценность"). Что это означает? Это значит - будет оцениваться только то, что конкретная школа сделала для конкретного ученика. Дело в том, что топ-школы вполне справедливо критикуются за отбор детей-сливок, которые легко взбиваются в отменный десерт. А трудяги - школы средних строк рейтинга, которым достается смешанный материал, оставлены в тени. В новом тысячелетии рейтинги-таблицы будут базироваться на прогрессе учеников. Место школы в рейтинге будет в конечном итоге определяться по разнице результатов, показанных каждым студентом на разных этапах (школьники сдают экзамены в 13, 16 и 18 лет). Это должно привести к тому, что "сливочные" школы перестанут отбирать только отличников (их added value не может быть большой), а обратят свой взор на "перспективных" детей со средними (или чуть выше средних) способностями.

Российским детям такая система "успехоисчисления" может оказаться на пользу: школы будут рады взять хорошего ученика с низкой точкой отсчета, чтобы потом вырастить из него отличника. (Самый гениальный наш школьник сдаст вступительные экзамены заведомо хуже среднего британца: и английский для нашего - не родной, и учился он совсем по другой программе.)

О вступительных экзаменах

Вооружившись газетным ежегодным рейтингом школ, перейдем к трезвой оценке конкретной ситуации российского ребенка: в selective school нужно сдавать вступительные экзамены, конкурируя с британцами.

Основная проблема возникает из-за разницы школьной программы в России и Британии, особенно существенной в области естественных наук: основы физики, химии, биологии в Соединенном Королевстве дети проходят с 8-9 летнего возраста. На элементарном уровне и без формул, но с большой лабораторной практикой, с акцентом на практическое знание предмета и на применение этого знания. Чтобы сдать экзамен по блоку естественных наук для поступления в senior school (принимает детей с 13 лет), нужны и специальная подготовка, и знание специальных терминов. Материалы по программе британских школ можно найти в продаже в специализированных магазинах (например, в московском магазине "Англия - Британские книги").

Еще одна проблема для российских детей - тест по иностранному языку, как правило, французскому (необходимая подготовка - 2-3 года занятий средней интенсивности). Ну, и последнее - интеллектуальный тест, уже знакомый ученикам многих московских школ. Этот тест труден для наших школьников не из-за недостатка интеллекта, а из-за незнания английских терминов, сложности фонем и смысловых рядов, а ведь время на часах экзаменатора тикает одинаково для всех. Помочь в этой ситуации могут книги вроде "Проверь собственный IQ" на английском языке.

Но, конечно, главное - это очень хорошее, практически свободное (к 13 годам!) знание английского. Выучить язык на таком уровне без поездок в Великобританию очень сложно, поэтому тем, кто задумывается о престижной старшей школе, нужно не бояться стартовых краткосрочных поездок с 9-10-летнего возраста. Если есть возможность, выбирайте поездки-стажировки в британские начальные школы, а не в специальные языковые школы для иностранцев - для приобретения естественного языкового навыка.


По материалам журнала "Новый иностранец"



     Поиск по сайту
       
.
     Подписка на новости
       
      Рассылки Subscribe.Ru

<< Назад  Обсудить статью на форуме >>          
 

Ссылки по теме...



TopList



Обучение за рубежом



Ваши предложения
©1998-2023 Английский язык.ru